Противодействие «теневому» рынку труда

На страже правопорядка

Противодействие «теневому» рынку труда

В ходе расширенного координационного совещания руководителей правоохранительных органов выступил заместитель прокурора Тужинского района А.Ю. Рябов по теме «Результаты взаимодействия органов местного самоуправления, контролирующих и правоохранительных органов по исполнению законодательства, направленного на полную и своевременную оплату труда, в т.ч. противодействие «теневому» рынку труда».

Если кратко, то «серая» заработная плата – это неофициальные выплаты работникам, которые не учитываются при налогообложении. Наемный труд без официального оформления трудовых отношений фактически лишает работника возможности получения всех гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством (в том числе на полную и своевременную оплату труда, безопасные условия труда, возмещение ущерба при несчастном случае на производстве и т.д.), а также в страховой стаж работника соответствующий период работы не включается, что влияет на размер его будущей пенсии.
Кроме того, отсутствие официального трудоустройства, наличие «серой» заработной платы ущемляет интересы не только наемного работника, но и неопределенного числа граждан в лице муниципальных образований, субъектов РФ, государства, так как в подобных случаях работодателями не начисляются и не перечисляются в бюджеты все необходимые налоги, взносы.
В 2017 году прокуратура района провела 48 проверок отмеченной направленности, в ходе которых выявлено 86 нарушений законодательства об оплате труда, что составляет 13,1% от общего количества всех выявленных в 2017 году нарушений закона (655).
То есть фактически каждое седьмое нарушение, выявленное районной прокуратурой, связано именно с вопросами оплаты труда. Было подготовлено 39 актов прокурорского реагирования (все рассмотрены). В частности, принесено 3 протеста (все рассмотрены, удовлетворены); в суд направлено 13 исков и заявлений на общую сумму в 151 618 руб. 91 коп., в том числе два исковых заявления на 31 582 руб. 39 коп. (1 рассмотрено и удовлетворено частично; еще одно – удовлетворено полностью) и 11 заявлений о выдаче судебного приказа на 120 тыс. 036 руб. 52 коп. (все рассмотрены, удовлетворены, судебные приказы вынесены);
- внесено 10 представлений (все рассмотрены, удовлетворены, по результатам их рассмотрения 5 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности);
- вынесено 10 постановлений о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, в том числе 3 – по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ (все рассмотрены, в т.ч. 2 - с назначением административного наказания и 1 – с прекращением производства по делу в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности); 3 – по ч.4 ст.5.27 КоАП РФ (все рассмотрены с назначением административного наказания); 4 – по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ (все рассмотрены с назначением административного наказания). Размеры наложенных административных штрафов достигали 48 тыс. руб.
- объявлено 3 предостережения.
В 2017 году в отношении 2 предпринимателей района было возбуждено 2 уголовных дела, предусмотренные ч.2 ст.145.1 УК РФ, - преступления, связанные с полной невыплатой заработной платы более двух месяцев. Однако в настоящее время производства по обоим уголовным делам на стадии предварительного расследования в форме предварительного следствия прекращены за отсутствием составов преступлений.
Результативность работы на данном направлении в 2017 году была в целом ниже, чем в 2016 году (86 нарушений против 205).
Между тем, снижение показателей работы обусловлено в том числе целым рядом объективных причин.
Так, например, весной 2017 года в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» были внесены изменения, существенно ограничивающие соответствующие прокурорские полномочия, а именно: в настоящее время все проверки проводятся либо на основании поступившей информации о нарушениях закона, либо обращений, либо поручений вышестоящей прокуратуры.
Ранее (т.е. до 18.03.2017) органами прокуратуры активно использовался такой способ выявления неофициального трудоустройства, как проведение внеплановых рейдов в местах осуществления предпринимательской деятельности работодателей района с привлечением в качестве специалистов должностных лиц администрации Тужинского района, налоговой службы. В ходе подобных рейдов сопоставить лиц, которые официально трудоустроены в организации и лиц, фактически находящихся на рабочем месте, было достаточно просто.
Однако позиция государства, предоставляющая дополнительную защиту субъектам малого и среднего предпринимательства (как основе экономики страны) диктует применение иных правил по проведению проверок.
В сложившейся ситуации активную роль будет играть межведомственное взаимодействие, которое, на мой взгляд, еще не организовано и не отработано в районе должным образом.
В частности, 2017 году нами не было получено ни одной значимой информации (которая могла бы послужить поводом и основанием для проведения проверок) от органов местно самоуправления, занятости, полиции, службы судебных приставов и т.д.
Единичные нарушения выявлялись, как правило, по информации ИФНС № 5 о выплате заработной платы ниже МРОТ.
Сами граждане, опасаясь потерять работу либо испортить отношения с работодателем, не сообщают о фактах выплаты им «серой» заработной платы. С жалобами приходят только тогда, когда заработную плату им не выплатили, либо произошел несчастный случай на производстве, либо какой-нибудь конфликт с работодателем. В дальнейшем же очень сложно бывает доказать наличие трудовых (а не гражданско-правовых) отношений между работником и работодателем из-за отсутствия трудового договора, и, как следствие этого, работник не получает всех гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством.
Более того порой и вовсе невозможно доказать реальный размер установленной, но так и невыплаченной заработной платы, так как он сторонами в письменном виде не зафиксирован. В таких случаях можно получить только минимум - МРОТ.
Органов, которые владеют полной информацией о неофициальном трудоустройстве в Тужинском районе, достаточно, поэтому при надлежащем взаимодействии, в т.ч. своевременном обмене информацией, нарушения в рассматриваемой сфере правоотношений можно будет выявлять и пресекать.
Далее, необходимо активизировать деятельность рабочей группы по легализации убыточности предприятий, «теневой» заработной платы, созданной при администрации района, в части проведения выездных рейдов, связанных с опросом работников (повторюсь - только с опросом работников) на предмет их официального трудоустройства.
Проблема «теневой» заработной платы является комплексной, в корне ее - не только экономические, но политэкономические, социальные и даже психологические причины.
Решаться она должна на всех уровнях власти в тесном взаимодействии всех заинтересованных органов. Только тогда будет получен конкретный положительный результат.

  • Просмотров: 268

Copyright GazetaRK.ru | Все права защищены | All rights reserved. При копировании материала активная ссылка на наш сайт обязательна