Родной край - тужинская районная газета

Вход на сайтРегистрация на сайте
Главная » Рубрики » Летопись » Серафимовская церковь села Соболи
 A+ R A-

Серафимовская церковь села Соболи

Духовенство

Церковь преподобного Серафима Саровского в селе Соболи - одна из последних, построенных в Тужинском районе в дореволюционный период. Существовала она около 60 лет и является современницей многих нынешних жителей Тужинского района. Несмотря на это, в её истории  было много неизвестного.

В связи с поздней постройкой сведения о соболинская церкви не вошли во многие уникальные историко-церковные проекты, такие, как описание Вятской епархии 1912г., материалы Русского провинциального некрополя, труды Вятской Учёной Архивной Комиссии и другие. А новым проектам было не суждено  воплотиться в жизнь из-за революции 1917 г., которая отбросила научные и культурные  изыскания на многие годы назад. Также в годы советской власти была нарушена многовековая система ведения клировых церковных ведомостей и метрических книг, что также отрицательно сказывается на церковной истории.

Но всё-таки нельзя не отметить положительный момент. В Кировском областном архиве представлен целый фонд конкретно по  Серафимовской церкви  в Соболях.  Это немаловажно, поскольку такие фонды не всегда есть даже у больших городских соборов. В этот фонд входят ведомости о церкви, а также  книги прихода и расхода церковных денежных сумм с 1915 по 1927гг.  (Ф. 476 5 ед. хр., 1915–1927 гг., оп. 1).

  Один из вопросов к истории церкви: в честь кого она освящена, какое название носила? Ответ на этот вопрос нашёлся в послужных списках священников, служивших в Соболях. Одним из мест их служения указывается «Церковь преподобного Серафима Саровского села Богородское (Соболи)». Такое название соболинской  церкви приводится и в «Списке приходов Яранского уезда на 1915г.».

В 1903 г. Русская Православная Церковь торжественно прославила в лике святых великого русского подвижника старца Серафима Саровского, который уже при жизни своей почитался святым. Поэтому у жителей Соболей и епархиального начальства не возникло сомнений, в честь кого совершить освящение храма, строительство которого было начато вскоре после канонизации преподобного Серафима. Престол церкви в Соболях, освящённый в честь Серафима Саровского – один из четырёх известных в Кировской области. До нашего времени сохранился  только Серафимовский собор в Кирове.

 До строительства собственного храма Соболи входили в приход Воскресенской церкви села Пижемское (Тужа).  Починок Соболев (Соболи) при речке Хмелёвке упоминается в списках населённых мест Вятской губернии по сведениям 1859-1873 гг. В это время здесь числится 16 дворов, 184 жителя -  87 мужчин и 97 женщин.

В  1891 г. в Соболях проживало 404 человека. 54 семьи  - представители  семи фамильных родов. Среди них Малышевых – 26 семей, Федоровых – 11, Багаевых – 3, Коржавиных – 3. В среднем у всех было 17 десятин земли и 6 голов скота. Основным занятием было плотничество и извоз.

По итогам переписи 1926 г. в Соболях насчитывается 83 хозяйства, среди них  79 крестьянских и 4 – прочих. Общее количество жителей 473, отмечается также один представитель  национальных меньшинств. Мужчин – 206, женщин 267.

Строительство  церкви в Соболях началось в 1909 г. по инициативе местных жителей и завершено в 1914г. Инициативу строительства среди прочих взяли в свои руки жители Соболей и ближайших починков – Малышевы, Фёдоровы, Тюлькины, Гребневы и Коржавины. В 1917г. «Вятские епархиальные ведомости» опубликовали заметку о «преподании епископом Вятским и Слободским Никандром (Феноменовым) архипастырского благословения (выражения благодарности) крестьянам починка Соболей Комаровской волости, Яранского уезда - Захарии Григорьеву Феодоровых, Иоанну Евеимиеву Малышеву,  починка Павлуничей - Александру Михаилову Коржавину,  починка Томбонура (Тайбанура) -  Феодоту  Симеонову Тюлькину и починка М.Цемендра (Малый Цеменур), того же уезда Феодору Афанасьеву Гребневу за понесенные ими труды по постройке храма в селе Соболях; бывшему церковному старосте церкви села Больше-Устинскаго Яранского уезда крестьянину Андрею Викторову Елькину за проявленное им усердие при прохождении должности церковного старосты в Соболинской церкви» (орфография сохранена).

Освящение храма состоялось 16 декабря 1914г. Чин освящения возглавил благочинный 3-го округа Яранского уезда, куда вошло село Соболи, священник Александр Решетов. Священник Михаил Романов для Соболинского храма пожертвовал  ценное серебряное Евангелие. О данном событии также сообщили «Вятские епархиальные ведомости». Среди прочих молящихся на первой службе присутствовали учителя и учащиеся Соболинского училища.  Открытие  храма в Соболях позволило улучшить условия для преподавания Закона Божия и нравственного воспитания учеников.

Хотя храм был освящён в декабре, самостоятельный приход в Соболях открыт только в апреле следующего года, в это же время назначен первый священник-настоятель. Об открытии прихода сообщают «Вятские епархиальные ведомости»: «Святейшим Правительствующим Синодом, как о том дано знать Преосвященнейшему Никандру, Епископу Вятскому и Слободскому, указом от 13 апреля 1915 года за №4928, - открыт самостоятельный приход при церкви в деревне  Соболях, Яранского уезда с причтом в составе священника и псаломщика с содержанием сего причта на местныя средства, впредь до возможности отнесения таковаго содержания на суммы, имеющия быть ассигнованными на Вятскую епархию при общем распределении казенного кредита» (орфография сохранена).

В скором времени распоряжением епархиального начальства Соболи получили наименование села Богородское. Тем не менее в  официальных документах того времени указываются оба названия – Богородское (Соболи). В августе 1915 г. духовенству села Богородское, как состоявшему  при вновь открывшемся приходе, было выделено  денежное пособие в размере 400 рублей.

Согласно «Списку приходов Яранского уезда за 1915г.»  в приход села  Богородское вошли починки Большой Цеменур, Бочкари, Еремичи, Малый Цеменур, Носков, Павлуничи, Соболи, Таганер, Томбанур, Флоренков, выделенные также из прихода Воскресенской церкви села Пижемское.

Рядом с храмом располагались церковный дом для священнослужителей и два амбара для церковной утвари и прочего имущества. Уникальные сведения о церкви имеются сегодня благодаря  протоиерею Дмитрию Любимову, служившему в Соболях в 1950-х годах.

В одном из писем (текст, которого любезно предоставлен научным сотрудником отдела истории МарНИИ Ю.В.Ерошкиным), датируемым 24 декабря 1951 года, батюшка описывал жизнь и служение в Соболях так: «Храм здесь деревянный, великолепный пятиглавый. Внутри храма светло, чисто и тепло. Живопись очень хорошая. В прошлом году и ныне был капитальный ремонт как внутри, а также и снаружи. … Есть хоры для певчих, но певчих … маловато, 7-8-9 человек, мужских голосов тоже нет, иногда я подпеваю. Поют по-сельски, можно сказать, хорошо, желают и радеют петь по нотам, но, к великому сожалению, нот здесь совсем мало. … Дом, в котором мы живем, находится в метрах двадцати. Дом новый, теплый, везде покрашено. … По природе тоже здесь неплохо, кругом леса, в которых как говорят, летом очень богато разными ягодами и грибами. В селе есть школа-семилетка, магазин, почта, медицинский и ветеринарный пункты. Это село от района Тужи в 9-10 километрах».

Ещё одним памятным событием в истории  Соболинского храма  является посещение его преподобным Матфеем, Яранским чудотворцем в 20-х годах ХХ в. В книге «Преподобный Матфей, Яранский чудотворец» говорится, что в это время старец Матфей ходил пешком по тем храмам Яранской округи, где ещё совершалась служба. Один из таких храмов был в Соболях. Когда отец Матфей совершал столь далекий путь, он всегда останавливался в д.Полубоярцево Тужинского района в  доме Христофора Николаевича и Прасковьи Федотовны.

Во время Великой Отечественной войны церковь в Соболях не действовала. Службы возобновились после войны.  По воспоминаниям старожилов,  содействие в открытии церкви оказал некий строитель Пётр из Кокшанура, построивший в районе каменную школу. Когда речь зашла о получении вознаграждения, он ответил, что ему ничего не надо, только чтобы открыли церковь в Соболях.

Об открытии Соболинской церкви сообщается 1 января 1945 г. в «Докладной записке Г.Г.Карпова В.М.Молотову с поддержкой предложения руководства Русской Православной Церкви об открытии православных храмов и молитвенных домов». Согласно этой записке, даётся разрешение  открыть  две церкви и один молитвенный дом в Кировской области в населенных пунктах: село Соболи Тужинского района, рабочий поселок Рудничный Кайского района и город Советск. В области имеется 28 действующих церквей. В Тужинском и Кайском районах и в г.Советске действующих церквей нет.

Таким образом, Серафимовская церковь стала единственной действующей на всей территории Тужинского района. В то время, когда все остальные храмы в районе были закрыты, переоборудованы в колхозные мастерские, а то и вовсе стёрты с лица земли, в церкви села Соболи в 1950-51 годах был проведён капитальный ремонт.  Однако через 25 лет случилась  непоправимая трагедия и с  Серафимовской церковью.  В 1976 г. во время грозы молния попала в один из куполов церкви, начался пожар, который уничтожил храм до самого основания. Остался лишь фундамент и печные трубы. В наше время на месте Серафимовского храма в Соболях -  пустырь, ничем не обозначенный, что когда-то здесь возвышался Божий храм, хотя такие места требуют установки памятного креста.

В этом же году, после пожара в церкви, в Соболях закрылась школа, село начало постепенно угасать. Таким образом, произошло негласное «закрытие» села Богородское (Соболи), открытого Синодом 13 апреля 1915 г. в результате строительства в нём храма.

Архитектура храма

Храм Серафима Саровского в Соболях по праву можно было бы считать уникальным памятником деревянной церковной архитектуры конца XIX– начала ХХ веков. На сегодняшний день в Кировской области не сохранилось ни одного подобного строения или в результате реконструкции они лишены первоначального вида. Сравнивая подобную храмовую архитектуру всей  Вятской епархии того времени, можно заметить, что среди всех храмов есть многочисленные схожие элементы. Так, например, соболинская церковь почти полностью повторяет архитектуру церкви в п. Фалёнки Кировской области, также построенной к 1914г.   К сожалению, церковь в Фалёнках за годы советской власти была реконструирована и потеряла первозданный облик.

Кроме того, соболинская церковь имеет общие элементы с другими пятикупольными деревянными храмами, особенно в плане колокольни и основного здания. Это церкви в с. Беляево Кикнурского района, в п. Песковка Омутнинского района, а также утраченная ныне церковь Анны Пророчицы Яранского Пророчицкого монастыря. Знание особенностей архитектуры данных храмов и фото соболинской церкви позволяют изучить и её собственную архитектуру.

С точки зрения архитектуры, церковь  в Соболях построена в формах эклектики. Её внешний вид выделяется оригинальностью архитектурно-декоративного и художественного решения, для которого используются формы, присущие русской народной деревянной архитектуре, - дворца-терема и элементы, имитирующие детали каменных храмов. Общий план здания следующий: деревянный одноэтажный храм, поставленный на кирпичном цоколе, отопление печное. Снаружи здание обшито тёсом, внутри оштукатурено. Перед дверными проёмами, западным (главным), южным и северным, устроены крыльца с лестницами, четырьмя резными столпами и двухскатными кровлями. Окна в храме имеют рамочные обрамления. Кровля покрыта железом. Колокольня  трехъярусная, общий её объём со скошенными углами. Композиция завершается шатром с пятью луковичными главками (маленькими куполами), увенчанными крестами – одна главка центральная и четыре, обращённые строго на все стороны света, что характерно  только для Соболей и Фалёнок.

В храме имелись настенные росписи высокого качества. Иконостас, по воспоминаниям бывших прихожан, также очень качественной отделки, резной, покрытый маслом под золото. Авторство живописи и икон в иконостасе, к сожалению, установить не удалось.

Духовенство храма

Согласно Указу Синода об открытии в Соболях прихода, причт при храме должен был состоять из  одного священника и псаломщика. Сейчас известны, по крайней мере, имена четырёх служивших здесь священников. Составить полный список духовенства затрудняет тот момент, что во времена Советского Союза, особенно в 1930-50е годы, подобные списки при храмах не составлялись, система отчётности была нарушена. Поэтому установить, что тот или иной священник служил в храме, можно только случайно, изучая жизнеописания священнослужителей, следственные дела репрессированных, местную прессу или по воспоминаниям старожилов.

О назначении священника и псаломщика в Соболи сообщают «Вятские епархиальные ведомости» в мае 1915 г.  Священник Александр  Фёдорович Мокеров – первый настоятель в Соболях, переведён сюда по собственному прошению 18 апреля 1915 г. из церкви села  Ишлык Яранского уезда.

Должность псаломщика оставалась вакантной ещё почти месяц. Псаломщик Никанор Толмачёв в Соболи был переведён 9 мая 1915 г. из села Колобова Яранского уезда. Известно, что на 1 января 1917г. он вместе с о. Александром также состоялв штате церкви Соболей. Более подробная информация имеется о священниках, жизнеописания которых представлены в серии книг протоиерея Алексия Сухих «Вспомним поимённо». Все известные священники, служившие в Соболях были подвергнуты советским репрессиям.

Протоиерей Александр Фёдорович  Мокеров

 Служил в Соболях с 1915 по 1919 годы. Отец Александр родился 24 марта 1887 г. в Яранске в семье мещанина. В 1899 г. окончил Яранское городское трехклассное училище, а в 14 июня 1910 г. - полный курс Вятской духовной семинарии по I разряду. Через четыре дня, 18 июня 1910г., о. Александр был  определен псаломщиком в с. Успенское Котельничского уезда, служение в котором закончил в 1913 г. Во время службы в Успенском 9 января 1911 г. епископом Вятским и Слободским Филаретом (Никольским) был посвящён в стихарь.

20 июля 1913 г. Александр Мокеров был определён на священническое место в село Ишлык Яранского уезда, и уже 1 августа 1913 г. он был рукоположен в сан диакона, а 4 августа – священника. Перед рукоположением в священный сан о. Александр женился на Анне Ефимовне.

В марте 1915 г. о. Александр подаёт прошение о переводе во вновь открывшийся приход храма преподобного Серафима Саровского с. Богородское (Соболи) того же уезда. Во время службы в Соболях он получил первую церковную награду – набедренник. 10 марта 1919 г. из Соболей священник Александр был переведён в другое тужинское село – Пачи в храм Всех Святых. В 1921 г. награждён скуфьёй.

8 марта 1921 г. Александр Мокеров по своему прошению был переведён  из Пачей в село Верхотулье Арбажского района, где с 1925 г. по 1 сентября 1929 г.  исполнял обязанности благочинного Второго округа по Котельничскому уезду.  За это время в 1928 г. о. Александр был снова награждён епархиальным начальством камилавкой и золотым наперсным крестом, а в 1929 г. возведён в сан протоиерея.  С 1 августа 1933 г. по ноябрь 1937 г. протоиерей Александр снова возглавлял Второе  благочиние. В 1934 г. он получил  свою последнюю награду – палицу.

В 1937 г. отец Александр Мокеров был арестован в Верхотулье,  9 декабря особой тройкой при УНКВД  Кировской области по ст.58 п.10 его приговорили к высшей мере наказания с конфискацией имущества. 3 января 1938г. отца Александра расстреляли в г. Кирове.  Место его погребения на сегодня неизвестно. 24 января 1990г. по 1937г. репрессий священник был реабилитирован.

Протоиерей Петр Иванович Мельников

В Соболях служил с 1929 по 1938 годы. Священник Пётр Мельников родился 14 марта 1873 г. в с.Сарсаен Спасского района Казанской губернии в семье крестьянина. После окончания Казанской духовной семинарии в 1892г.   и получения звания учителя состоял на этой должности  Галкинополянском земском училище. После служил учителем церковно-приходской школы в г.Оханск Пермской губернии до 1899 г. Пётр Мельников был женат на Анне Павловне, родившейся 31 января 1881г.

В 1900 г. о .Пётр окончил миссионерские курсы при Казанской семинарии. 30 июля этого же года был рукоположен в сан священника и назначен в храм с.Совруши Чистопольского уезда. С  30 июля 1900 г.  и до 1917 г.  о. Пётр состоял на должности законоучителя Соврушинского, Зоричевского, Дербенёвского и Гребневского земских училищ Яранского уезда.  Кроме того, в 1900-1905гг. являлся заведующим и законоучителем Елтанской, Чувашско-Чебоксарской, Шалкинской и Пестеревской школ грамоты.

В 1906 г. священник Пётр Мельников был награждён набедренником, в 1921 г. – скуфьёй, в 1917 г. - камилавкой. С 1917г. являлся депутатом епархиальных съездов. С 22 декабря 1917 г. епархиальным начальством о. Пётр был назначен благочинным 3-го округа Яранского уезда, куда входила территория Тужинского района. 

На должности благочинного батюшка был до 1926 г. В 1925 г. за труды на благо Церкви он получил ещё одну церковную награду – золотой наперсный крест, в 1926г. – возведён в сан протоиерея, в 1928г. – награждён палицей. В 1929 г. протоиерей Пётр за особые труды по борьбе с церковным расколом вновь был награждён Церковным высоконачалием крестом с украшениями.

Около 1929 г. о. Пётр был назначен священником в приход села Соболи Тужинского района. 6 июля 1933 г. Соболи посетил с пастырским визитом Яранский епископ Ефрем (Ефремов). Это единственный известный случай посещения Соболей столь высоким церковноначалием.

12 июля (по другим данным, февраля) 1938 г. о. Пётр был арестован в Соболях. Особым совещанием при НКВД СССР по ст.58 п.10. приговорён к высылке. Однако из-за возникшей болезни батюшка был помещён в тюремную больницу г.Яранска  (ОМЗ УНКВД), где и скончался 4 декабря 1938г. Место  захоронения о. Петра неизвестно. 5 октября 1989 г. по 1938 году репрессий протоиерей Пётр Мельников был реабилитирован.

Протоиерей Василий Александрович Овчинников

Служил в Соболях в 1934-1938 гг. Протоиерей Василий родился 11 апреля 1884 г. в с. Заозерницкое нынешнего Слободского района Кировской области в семье священника. В 1904 г. окончил Вятскую духовную семинарию по II разряду. С 1 сентября этого года, был назначен надзирателем Глазовского духовного училища. В период с 1 января по 15 июня 1905 г. Василий Овчинников состоял на должности  учителя церковно-приходской школы в с. Спасское Глазовского уезда.

16 июня 1905 г. епископом Вятским и Слободским Филаретом о. Василий был определен на вакантное место священника в с. Козлово Сарапульского уезда Вятской губернии. 8 сентября 1905 г. состоялась его дьяконская хиротония, а 14 сентября – священническая.21 ноября 1908 г. по собственному прошению священник Василий был переведён c. Ядгурецкое  Глазовского уезда.

15 августа 1911 г. – назначен в храм с. Соколово Нолинского уезда, где получил свою первую церковную  награду  - набедренник.

14 марта 1914 г. о. Василия перевели на службу в с. Лудяны Экономические, где он прослужил около 13 лет. За это время батюшка был трижды награждён: в 1915 г. – скуфьёй, в 1919 г. – камилавкой, в 1926 г. – золотым наперсным крестом. В последующие несколько лет, в связи с тяжёлым положением в стране, отца Василия очень часто перемещали с одного прихода на другой.

1 августа 1927 г. священник переведён в с. Сардан Нолинского уезда, 8 июля 1929 г. -  в с. Козьмодемьянское Уржумского уезда, 23 марта 1930г. - в с. Манылово, 23 августа 1931г.  – в с. Опарино Нолинского уезда. 27 мая  1932г. иерей Василий был возведён в сан протоиерея. 5 августа 1933г. переведён в с. Ревяки (Богомолово) Котельничского уезда на должность псаломщика.

19 ноября 1934 г. протоирей Василий Овчинников назначен в Серафимовскую церковь с. Богородское (Соболи)  Яранского уезда.  Во время службы в Соболях, с 13 декабря 1933г. по 29 мая 1932г., о. Василий являлся духовником сначала 2-го, а затем 3-го Котельничского благочиния.

10 октября 1938 г. священник Василий Овчинников был арестован. Особым совещанием при НКВД СССР по ст.58 п.10 он приговорён к ссылке в Казахстан сроком на 5 лет без права переписки с родными. Из казахстанской ссылки  батюшка так и не вернулся. Время его смерти и место погребения неизвестны.

5 октября 1989г. по 1938г. репрессий о. Василий был реабилитирован.

Протоиерей Димитрий Иванович Любимов

Служил в Соболях в 1951-1957 гг. Храм в с. Соболи стал для о. Димитрия вторым местом служения  в Тужинском районе. В 1935-1939 г.г.  батюшка служил в храме святых Флора и Лавра с. Шешурга. В 61-62 номерах «Родного края» от 25 мая 2013 г. уже сообщалось о судьбе священника Димитрия Любимова, поэтому в данной статье приводится информация, ставшая известной совсем недавно и касающаяся непосредственно Соболей.1 ноября 1951г.  архиепископом Кировским и Слободским Вениамином (Тихоницким) отец Димитрий назначен к храму преподобного Серафима Саровского села Соболи Тужинского района, 27 августа 1954-го стал его настоятелем, в 1955-м был возведен в сан протоиерея. Именно о. Димитрий в одном из своих писем  оставил уникальные воспоминания о церкви в Соболях.

2 августа 1957г. указом временно управляющего Вятской епархией епископа Вологодского и Череповецкого Гавриила (Огородникова) батюшка был переведен в Яранск.В Яранске о. Димитрий проживал на ул. Гоголя, дом 9. Дом этот сохранился до наших дней. В Яранске сейчас создана инициативная группа по сохранению памяти протоиерея Димитрия Любимова. Приведена в порядок и обустроена могила батюшки на Яранском кладбище.

Таким вот образом складывалась судьба ещё одного из храмов и его  духовенства в общей  истории Тужинского района.

Добавить комментарий


Яранск

Вход на сайт